Цитаты из русской классики со словосочетанием «духовная академия»
— Петербургский викарий Сергий служил панихиду по лейтенанте Шмидте, студенты
духовной академии заставили: служи! И — служил.
Даже Московская
духовная академия, столь привыкшая к раболепству, демонстративно выражает свой испуг за судьбу святой церкви, подавленной темными влияниями.
В Медицинской академии есть много людей всяких сортов, есть, между прочим, и семинаристы: они имеют знакомства в
Духовной академии, — через них были в ней знакомства и у Лопухова. Один из знакомых ему студентов Духовной академии, — не близкий, но хороший знакомый, — кончил курс год тому назад и был священником в каком-то здании с бесконечными коридорами на Васильевском острове. Вот к нему-то и отправился Лопухов, и по экстренности случая и позднему времени, даже на извозчике.
Совсем внизу около Днепра был Подол, где жили главным образом евреи, но была и Киевская
духовная академия.
Несмелов — самое крупное явление в русской религиозной философии, вышедшей из
духовных академий, и вообще один из самых замечательных религиозных мыслителей.
В особенности заботил меня некто Феофан Филаретов, с отличием кончивший курс в Московской
духовной академии и, в качестве многообещающего юноши, названный Филаретовым в честь покойного московского митрополита.
— Я считаю недостойным себя говорить с таким господином, как вы, — проговорил отец Михаил, оскорбленный последними словами Смоковникова в особенности потому, что он знал, что они справедливы. Он прошел полный курс
духовной академии и потому давно уже не верил в то, что исповедывал и проповедывал, а верил только в то, что все люди должны принуждать себя верить в то, во что он принуждал себя верить.
У Иванцова-Платонова было много занятий в Троице-Сергиевской
духовной академии, в разных богословских обществах, и, кроме того, ему едва хватало времени для издания и корректур его многих и замечательных книг.
«Современные известия» около двадцати лет издавал известный публицист Н.П. Гиляров-Платонов, бакалавр
Духовной академии, славянофил и сотрудник И.С. Аксакова.
— Вы, — любопытствую, — в
духовной академии воспитывались или в университете?
Говорят, что в ранней молодости он был очень набожен и готовил себя к духовной карьере и что, кончив в 1863 году курс в гимназии, он намеревался поступить в
духовную академию, но будто бы его отец, доктор медицины и хирург, едко посмеялся над ним и заявил категорически, что не будет считать его своим сыном, если он пойдет в попы.
Оказалось, что он чуть ли не исключенный за непохвальное поведение из Троицкой
духовной академии, недавно вышел из больницы и, не зная, что начать, обратился с предложением услуг к Погодину. Михаил Петрович, обрадовавшись сходному по цене учителю, пригласил его остаться у него и помог перейти без экзаменов на словесный факультет. Не только в тогдашней действительности, но и теперь в воспоминании не могу достаточно надивиться на этого человека. Не помню в жизни более блистательного образчика схоласта.
Десятка два подобных людей собиралось в квартире Деренкова, — среди них был даже японец, студент
духовной академии Пантелеймон Сато.
— Ага-а!.. — кричит Миха. — Этот? Да, этот праведной жизни скот, как же! За игру в карты из военных выгнан, за скандалы с бабами — из
духовной академии! Из офицеров в академию попал! В Чудовом монастыре всех монахов обыграл, сюда явился — семь с половиной тысяч вклад сделал, землю пожертвовал и этим велик почёт себе купил, да! Здесь тоже в карты играет — игумен, келарь, казначей да он с ними. Девка к нему ездит… О, сволочи! Келья-то у него отдельная, ну, он там и живёт как ему хочется! О, великая пакость!
Только через полгода прислал он матери двадцать пять рублей и письмо, в котором уведомлял нищенствующую старуху, что он пришел в Казань и поступил в тамошнюю
духовную академию.
Сергиев Посад, 1915 (отд. оттиск из юбилейного сборника Московской
Духовной Академии).
Это был небогатый дворянин, учившийся в Киевской
духовной академии, а потом служивший сержантом лейб-гвардии в Измайловском полку.
Иван Великопольский, студент
духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке.
Позже, перед вечером, к нам придет один новый друг, профессор
духовной академии Иван Иванович Альтанский; это очень умный, скромный и честный человек, при котором я прошу тебя держать себя в разговорах скромно и рассудительно.
Впрочем, эти полезные деятельницы, помнится, названы в одном из вариантов «акафиста матери кукурузе», который был сложен студентами Киевской
духовной академии, как протест против дурного стола и ежедневного почти появления на нем кукурузы в пору ее созревания.
Материал для наблюдения, как распространялся и действовал «Сеничкин яд» в тридцатых годах нашего столетия, мы находим в записках магистра 2-го курса московской
духовной академии и профессора вифанской семинарии, а впоследствии синодального секретаря Филиппа Филипповича Исмайлова, драгоценнейшею чертою характера которого надо считать его правдивость, часто совсем не щадящую его собственного самолюбия.
В Европе нам оказали непочтительность: мы увидели надобность взять в руки оружие. Сценой действия сделался наш Крым. Регулярные полки и ратники ополчения тащились на ногах через Киев, где их встречал поэт из птенцов Киевской
духовной академии Аскоченский и командовал: «На молитву здесь, друзья! Киев перед вами!» А к другим он оборачивался и грозил: «Не хвались, иду на рать, а идучи с…». [15 сентября 1893 года этот стих полностью воспроизведен в весьма известной русской газете. (Прим. Лескова.).]
Воспитанники
духовной академии ожидали Елизавету Петровну в виде греческих богов, героев и даже мифологических животных.
По распоряжению князя состоялось 4 октября торжественнее погребение убитого митрополита Амвросия. Префект московской
духовной академии Амвросий на похоронах сказал замечательное слово.
До последнего времени всего их было, кажется, только двое: г. Андрей Муравьев, автор книги: «Раскол, обличаемый своею историею», и г. А. Щапов, издавший в 1857 году книгу о расколе, напечатанную им, когда он был еще студентом Казанской
духовной академии.
В этом кружке были В.А. Кожевников, друг Н. Федорова и автор главной книги о нем, человек необъятной учености, Ф.Д. Самарин, Б. Мансуров, осколки старого славянофильства, ректор Московской
духовной академии епископ Федор, аскетического типа.
Вспоминаю, что однажды в Новоселовском кружке происходили прения по вопросу о введении в программу
духовных академий преподавания сравнительной истории религий.
Были в среде профессоров
духовных академий и совсем неверующие.
Многие профессора
духовных академий находились под сильным влиянием немецкой протестантской науки.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в
духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Несмелов, скромный профессор Казанской
духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой христианской философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «Русской мысли» 35 лет тому назад.].
Русская религиозная проблематика была очень мало связана с духовной средой, с
духовными академиями, с иерархами церкви.
На собраниях председательствовал ректор Петербургской
духовной академии, епископ Сергий, потом Патриарх Московский.
После духовного кризиса он поступает в Московскую
духовную академию, делается профессором академии и хочет стать монахом.
Со стороны светской культуры выступали Д. Мережковский, В. Розанов, Н. Минский, А. Карташов, изгнанный из
Духовной академии, впоследствии министр исповеданий Временного правительства, апокалиптик и хилиаст В. Тернавцев, тогда чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св.
Она нашла себе приют, главным образом, в
духовных академиях.
Из профессоров
Духовной академии самый оригинальный и замечательный мыслитель — Несмелов, по духу своему религиозный философ, а не богослов, и он делает ценный вклад в создание русской религиозной философии.
Около 1908 г. в России образовалось религиозно-философское общество, в Москве — по инициативе С. Н. Булгакова, в Петербурге — по моей инициативе, в Киеве — по инициативе профессоров
Духовной академии.
Выражает он это с большими опасениями, так как книга его была диссертацией для
Духовной академии, и он стал ее профессором и священником.
Спиритуалистическая философия Голубинского, Кудрявцева и др., вышедшая из
духовных академий, носила другой характер.
Но
духовные академии не создавали оригинальной русской философии, за очень редкими исключениями.
Но постепенно он делался все более и более консервативным и в профессуре Московской
духовной академии был представителем правого крыла.
Интересно, что, изгнанная из университетов, философия находила себе приют в
духовных академиях.
Вынув из печи весовой белый хлеб, я кладу на длинную доску десять-двенадцать караваев и поспешно несу их в лавочку Деренкова, а возвратясь назад, набиваю двухпудовую корзину булками и сдобным и бегу в
духовную академию, чтоб поспеть к утреннему чаю студентов.
Так, увидав в окне книжного магазина книгу, озаглавленную неведомыми мне словами «Афоризмы и максимы», я воспылал желанием прочитать ее и попросил студента
духовной академии дать мне эту книгу.
Но действительными хозяевами в квартире Деренковых были студенты университета,
духовной академии, ветеринарного института, — шумное сборище людей, которые жили в настроении забот о русском народе, в непрерывной тревоге о будущем России.
Путеводитель мой останавливается у забора какого-то сада за
духовной академией, я торопливо догоняю его. Молча перелезаем через забор, идем густо заросшим садом, задевая ветви деревьев, крупные капли воды падают на нас. Остановясь у стены дома, тихо стучим в ставень наглухо закрытого окна, — окно открывает кто-то бородатый, за ним я вижу тьму и не слышу ни звука.
Усопший епископ рижский Филарет Филаретов, в бытность его ректором
духовной академии в Киеве, 28 декабря 1873 года писал мне: «спрашиваете о Евфиме, — Евфим, друг наш, умре 19 сентября.
Тогда встал епископ Федор, тогда ректор Московской
духовной академии, то есть высшего учебного заведения, и сказал: «Зачем сравнительная история религий, которая может соблазнить?
Профессор Московской
духовной академии Тареев создал оригинальную концепцию христианства, наиболее отличающуюся от традиционного православия [См.: Тареев.
Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Отца и Архипастыря нижайший послушник, Казанской
Духовной Академии бакалавр Григорий Елисеев».
[В этом отношении сделан огромный успех; все, что я слышал в последнее время о
духовных академиях и даже семинариях, подтверждает это.
Смысл идеализма (сборник статей в память столетия Императорской Московской
Духовной Академии.
Неточные совпадения
Я был инициатором образования Вольной
академии духовной культуры, которая просуществовала три года (19–22 годы).
По приезде за границу у меня явилась мысль создать что-то вроде продолжения московской Вольной
академии духовной культуры и Религиозно-философских обществ, хотя это и не должно было быть простым повторением старых учреждений.
Значение Вольной
академии духовной культуры было в том, что в эти тяжелые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры.
Я тогда уже пережил внутреннее потрясение, осмыслил для себя события и начал проявлять большую активность, читал много лекций, докладов, много писал, спорил, был очень деятелен в Союзе писателей, основал Вольную
академию духовной культуры.
Потому, когда я пожаловался на него, государь чрезвычайно разгневался; но тут на помощь к Фотию не замедлили явиться разные друзья мои: Аракчеев [Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834) — временщик, обладавший в конце царствования Александра I почти неограниченной властью.], Уваров [Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — министр народного просвещения с 1833 года.], Шишков [Шишков Александр Семенович (1754—1841) — адмирал, писатель, президент Российской
академии, министр народного просвещения с 1824 по 1828 год.], вкупе с девой Анной, и стали всевозможными путями доводить до сведения государя, будто бы ходящие по городу толки о том, что нельзя же оставлять министром
духовных дел человека, который проклят анафемой.
И очень скоро на книгу появились критики, не только
духовные, но и светские, которые правительство не только допускало, но и поощряло. Так что даже опровержение книги, которая считалась никому не известной, назначено было темой богословских сочинений в
академиях.
Исключившись из
духовного звания, он поступил в Московскую медико-хирургическую
академию.
Полагают, что «Сеничкин яд», которым опоены многие души в России, изобретен и выработан в шестидесятых годах в химической лаборатории военно-медицинской
академии лекарским сыном Базаровым. Здесь же этот яд будто разлит и разослан прямо во все мужские и женские училища, причем наибольшие его дозы попали и в
духовные семинарии. Таким образом будто и пошла отрава самым вредным из ядов — «Сеничкиным ядом».
Семинар, который я вел о Достоевском в «Вольной
академии Духовной Культуры» в течение зимы 1920-21 года, окончательно побудил меня собрать все мои мысли о Достоевском.
Ассоциации к слову «духовный»
Ассоциации к слову «академия»
Синонимы к словосочетанию «духовная академия»
Предложения со словосочетанием «духовная академия»
- Обращаюсь к студентам, читающим эту книгу, прежде всего к студентам духовных академий и семинарий.
- Санкт-Петербургская духовная академия была открыта в 1809 году.
- Учёные духовной академии представляют для нас пример трудолюбия в соединении со смирением, не признающим своей личности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «духовный»
Сочетаемость слова «академия»
Значение словосочетания «духовная академия»
Духо́вная акаде́мия — закрытое конфессиональное учебное заведение (как правило православное), дающие высшее духовное образование, для служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности. (Википедия)
Все значения словосочетания ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «духовный»
- Что касается духовной красоты, то мне она кажется столь же насущной потребностью людей, как зелень травы или улыбка ребенка.
- Ужасна та духовная стена, которая вырастает между людьми — иногда десятки лет живущими вместе и как будто близкими. Хочешь пробить ее и, как муха за стеклом или птичка, бьешься во все места стекла, и нигде нет прохода и возможности соединения…
- Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счете судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно